Пропустить команды ленты
Пропустить до основного контента

Территориальный фонд ОМС Архангельской области

Главная

:

Общая информация о фонде

Здание ТФОМС АО на пр. Чумбарова-Лучинского, д. 39, корп. 1
 

 Коротко о фонде

 

Архангельский областной фонд обязательного медицинского страхования переименован постановлением Правительства Архангельской области от 25 октября 2011 года № 409-пп в территориальный фонд обязательного медицинского страхования Архангельской области, сокращенное наименование – ТФОМС АО.

ТФОМС АО является некоммерческой организацией, созданной Архангельской областью для реализации государственной политики в сфере обязательного медицинского страхования на территории Архангельской области.

ТФОМС АО является юридическим лицом, созданным в соответствии с законодательством Российской Федерации, и в своей деятельности подотчетен Правительству Архангельской области и Федеральному Фонду обязательного медицинского страхования.

 

 Этапы деятельности ТФОМС АО

 
1993–1994 гг.

Архангельский областной фонд обязательного медицинского страхования (АОФОМС) создан решением малого Совета Архангельского областного Совета народных депутатов от 3 июня 1993 г. №118 «О создании областного фонда обязательного медицинского страхования». Этим же решением были утверждены состав правления АОФОМС и положение о нём.

Во исполнение указанного решения постановлением администрации Архангельской области от 6 июля 1993 г. №74 «О создании исполнительной дирекции областного фонда обязательного медицинского страхования» создана исполнительная дирекция АОФОМС, утверждена структура и положение о ней, а также положение о представительстве (филиале) АОФОМС и первые правила проведения обязательного медицинского страхования.

Распоряжением исполнительной дирекции АОФОМС от 27 декабря 1993 г. №7 в городах и районах Архангельской области были созданы 22 филиала АОФОМС, которые выполняли функции страховщиков как работающего, так и неработающего населения. Одновременно страхование работающего населения осуществляли 3 страховые коммерческие организации. По состоянию на 1 января 2005 г. число филиалов сократилось до 10, из них функцию страховщика неработающего населения выполняли три. С 1 июля 2005 г. все филиалы утратили право страховать население.

В течение 1994 г. обязательным медицинским страхованием было охвачено 49 тыс. человек, а в систему обязательного медицинского страхования (ОМС) были включены только 5 лечебно-профилактических учреждений (ЛПУ).

Первая территориальная программа ОМС, принимаемая ежегодно, и первые Правила ОМС были утверждены председателем правительства Архангельской области 8 июля 1994 г.

1995–1999 гг.

Постановлением Главы администрации Архангельской области от 27 марта 1995 г. №113 «О мерах по реализации закона Российской Федерации «О медицинском страховании граждан Российской Федерации» утверждены среднедушевой норматив на неработающее население и ряд перечней.

В перечень лечебно-профилактических учреждений (далее — ЛПУ) были включены 51 ЛПУ, в том числе 2 ведомственных, федерального подчинения.

Этим же постановлением филиалам АОФОМС официально разрешено выполнение функций страховщика, а главам администраций муниципальных образований (далее — МО) регламентировано заключение со страховщиками договоров ОМС неработающего населения МО.

В 1995 г. система ОМС была введена на всей территории Архангельской области.

В апреле 1995 г. Главой администрации Архангельской области была утверждена «Концепция развития обязательного медицинского страхования на 1995 год».

25 марта 1997 г. правлением АОФОМС были впервые утверждены «Положение о финансировании в системе обязательного медицинского страхования» и «Положение о региональном реестре застрахованных по системе обязательного медицинского страхования».

Положением о финансировании определены:

  • порядок финансирования страховых медицинских организаций;
  • порядок финансирования медицинских учреждений, работающих в системе ОМС;
  • порядок оплаты медицинской помощи;
  • порядок бухгалтерского учета и использования средств ОМС;
  • порядок статистической отчетности ЛПУ.

Председателем правительства Архангельской области 3 октября 1997 г. была утверждена новая организационная структура АОФОМС. Число отделов сократилось с 13 в 1994 г. до 10.

Были сокращены отделы: маркетинга и рекламы, брокерский и аккредитации. Ряд отделов были реорганизованы.

1999–2010 гг.

В 1999 году правительством Архангельской области впервые была принята Программа государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи гражданам Российской Федерации на территории Архангельской области (далее — программа госгарантий).

Территориальная программа ОМС с 1999 г. стала составной частью ежегодно утверждаемой программы госгарантий.

Программа госгарантий на 2007 г. утверждена постановлением администрации Архангельской области от 27 сентября 2006 г. №37-па.

Правила обязательного медицинского страхования граждан Архангельской области, впервые принятые в 1993 г., корректировались в 1999, 2003, и 2006 г.г. (постановления главы администрации Архангельской области от 30.12.1999 г. №372, от 03.02.2003 №19, от 17.06.2005 г. №109 (в ред. от 19.06.2006 №85), что связано с изменениями нормативной правовой базы, регламентирующей деятельность системы ОМС.

Распоряжением исполнительной дирекции АОФОМС от 15 июня 1999 г. №484 проведена реорганизация сети филиалов. В результате их укрупнения число филиалов сократилось с 22 (1993 г.) до 15.

В связи с принятием Федерального закона от 22 августа 2004 г. №122-ФЗ, а также необходимостью реализации программы дополнительного лекарственного обеспечения распоряжением Главы администрации Архангельской области от 14 марта 2005 г. №208 утверждена новая организационная структура исполнительной дирекции АОФОМС.

К имеющимся структурным подразделениям добавился отдел регулирования лекарственного обеспечения.

Во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. №864 и приказа ФОМС от 29 декабря 2004 г. №87 издан приказ АОФОМС от 31 декабря 2004 г. №102–0 «Об организации работы по дополнительному лекарственному обеспечению отдельных категорий граждан».

Одновременно приказом АОФОМС от 17 мая 2005 г. №168–0 проведена реорганизация филиалов. Созданы 5 межрайонных, обслуживающих все муниципальные образования области.

Приказом АОФОМС от 22 февраля 2005 г. №18–0 в составе исполнительной дирекции создан отдел регулирования лекарственного обеспечения.

С 2006 года по настоящее время Архангельский областной фонд обязательного медицинского страхования (далее – Фонд) участвует в реализации национального проекта «Здоровье» по трем постановлениям Правительства Российской Федерации: финансовое обеспечение дополнительной медицинской помощи медицинскими работниками первичного звена (участковая служба), дополнительная диспансеризация работающих граждан и диспансеризация пребывающих в стационарных учреждениях детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. В связи с этим издан приказ АОФОМС от 24 января 2004 г. № 06–0, которым утверждены план мероприятий на 2006 г. и состав рабочей группы по реализации указанного проекта.

В связи с необходимостью продолжения этой работы издан приказ АОФОМС «О мерах по реализации приоритетного национального проекта «Здоровье» в 2007 году» от 14 февраля 2007 г. №21–0.

С 1 июня 2007 года сокращена штатная численность структурных подразделений Фонда на 16 штатных единиц. Кроме того, с 1 июня 2009 года упразднен отдел регулирования лекарственного обеспечения.
С 2008 года Фонд начал взаимодействие с Территориальным фондом ОМС Санкт-Петербурга (подписано соглашение о сотрудничестве в области защиты прав граждан, обеспечения доступности и контроля качества медицинской помощи при реализации Территориальных программ обязательного медицинского страхования в Санкт-Петербурге и в Архангельской области).

С 2009 года Фонд взаимодействует с Архангельским региональным отделением Фонда социального страхования Российской Федерации по информационному обмену данными о застрахованных гражданах, получивших медицинскую помощь в связи с повреждением здоровья вследствие несчастных случаев на производстве.

С 2010 года осуществляется информационный обмен с агентством записи актов гражданского состояния Архангельской области - предоставление сведений о государственной регистрации смерти граждан (подписано соглашение о взаимодействии и информационном обмене между Фондом и ЗАГС от 27 января 2010 года). Кроме того осуществляется взаимодействие с Военным комиссариатом Архангельской области по предоставлению сведений о гражданах, призванных в ряды Вооруженных сил России.

На одноканальное финансирование с 1 октября 2010 года переведены 2 государственных учреждения здравоохранения.

2011 г. - по наст. время

Архангельский областной фонд обязательного медицинского страхования переименован постановлением Правительства Архангельской области от 25 октября 2011 года № 409-пп «Об утверждении Положения о территориальном фонде обязательного медицинского страхования Архангельской области и Порядка проведения заседаний и принятия решений правления территориального фонда обязательного медицинского страхования Архангельской области».

С 2012 года представительства фонда ОМС в Архангельской области упразднены за счет активизации выездных форм работы, а также использования современных компьютерно-телекоммуникационных инструментов, электронного документооборота и интерактивных средств общения, позволяющих осуществлять непрерывное дистанционное взаимодействие участников ОМС Архангельской области. Переименована должность руководителя фонда, утвержден новый состав правления территориального фонда ОМС Архангельской области.

По состоянию на 15 марта 2020 года в системе ОМС региона работают филиалы двух крупнейших страховых медицинских организаций: Архангельский филиал АО «Страховая компания «СОГАЗ-Мед» и Филиал ООО «Капитал МС» в Архангельской области, а также 120 медицинских организаций, включая 53 государственных бюджетных учреждения здравоохранения области, 6 ведомственных учреждений здравоохранения федерального подчинения и 61 медицинская организация негосударственной и частной форм собственности.

Все медицинские организации сферы ОМС Архангельской области компьютеризированы, в них внедрены медицинские информационные системы, что дает возможность автоматизировать передачу счетов и реестров счетов на оплату медицинской помощи в сфере ОМС в ТФОМС АО. С начала 2016 года в системе ОМС области осуществлён переход на электронную форму счетов и реестров счетов на оплату медицинской помощи в машиночитаемом формате, а также полный отказ от бумажного документооборота при расчётах за оказанную медицинскую помощь.

В ТФОМС АО организована работа электронных сервисов в режиме «онлайн», обеспечивающих сбор сведений от медицинских организаций о плановых объёмах медицинской помощи и их исполнении, а также статистической отчётности в сфере ОМС; введен в действие электронный справочник тарифов на оплату медицинской помощи, что позволило сократить сроки формирования медицинскими организациями реестров счетов, предъявляемых на оплату, и уменьшить число ошибок, выявляемых на этапе медико-экономического контроля. С 2016 года застрахованные по ОМС лица могут получить сведения об оказанной им медицинской помощи, в том числе ее о стоимости, через личный кабинет застрахованного лица, размещенный на официальном сайте ТФОМС АО в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», при этом осуществлена интеграция с Единой системой идентификации и аутентификации.

Специалистами ИТ-службы ТФОМС АО выстроено автоматизированное информационное взаимодействие с медицинскими организациями и страховыми медицинскими организациями, осуществляющими деятельность в сфере ОМС Архангельской области; ведется региональный сегмент единого регистра застрахованных лиц и выполняется его синхронизация с  центральным сегментом на федеральном уровне. Также ИТ-отделом ведётся и актуализируется регистр прикрепившегося к медицинским организациям населения с учётом выбора медицинских работников; функционирует единый информационный ресурс для информирования застрахованных лиц о возможности прохождения диспансеризации или о необходимости постановки на диспансерное наблюдение. ТФОМС АО также осуществляет регулярное электронное взаимодействие с иными организациями и ведомствами – министерством здравоохранения Архангельской области, Медицинским информационно-аналитическим центром, Управлением Федеральной налоговой службы по Архангельской области и Ненецкому автономному округу, правоохранительными органами и др.

Особое внимание в своей деятельности ТФОМС АО уделяет защите прав застрахованных по ОМС лиц – с 2008 года осуществляется регулярное взаимодействие с ТФОМС Санкт-Петербурга в рамках соглашения о сотрудничестве в области защиты прав граждан, обеспечения доступности и контроля качества медицинской помощи при реализации Территориальных программ ОМС. В рамках совместной работы в сентябре 2017 года в Архангельске состоялось заседание межрегионального координационного совета территориальных фондов ОМС Северо-Западного федерального округа по вопросам защиты прав пациентов и повышения эффективности информационного сопровождения застрахованных лиц на всех этапах оказания медицинской помощи. По итогам встречи была подтверждена высокая результативность работы представителей власти, филиалов страховых медицинских организаций, профессиональных медицинских ассоциаций, Территориального органа Росздравнадзора, в результате чего в 2018 году распоряжением губернатора Архангельской области в Поморье был создан Координационный совет по организации защиты прав застрахованных лиц при предоставлении медицинской помощи и реализации законодательства в сфере ОМС в Архангельской области. В настоящее время он служит действенным инструментом при организации защиты прав владельцев полиса ОМС и совершенствования системы здравоохранения Архангельской области.

В сфере ОМС региона продолжает развиваться институт страховых представителей, осуществляющих, в том числе, информирование застрахованных лиц о возможности и необходимости прохождения по полису ОМС профилактических программ. Кроме того, страховые медицинские организации сопровождают застрахованных лиц на всех этапах оказания медицинской помощи, повышают правовую грамотность пациентов (консультируют по вопросам получения медицинской помощи, информируют о возможностях полиса ОМС и т.д.), а также осуществляют контроль за правильностью диспансерного наблюдения.

В рамках работы по защите прав и законных интересов граждан в сфере ОМС с 2016 года на базе ТФОМС АО и страховых медицинских организаций области организована деятельность контакт-центра в сфере ОМС для оказания оперативной помощи застрахованным лицам, с единым федеральным номером 8-800-100-11-29 (звонок бесплатный).

Стабильное увеличение размера субвенции ФОМС, выделяемого на выполнение переданных в сфере ОМС Архангельской области полномочий (с 16 973,6 млн. рублей в 2016 году размер субвенции увеличился до 23 857,9 млн. рублей в 2020 году), позволяет сформировать бездефицитную программу ОМС, создать условия для оказания качественной медицинской помощи жителям Архангельской области не только внутри региона, но и за его пределами, в том числе и в федеральных клиниках. На эти цели в рамках межтерриториальных расчетов с 2016 по 2019 годы направлено более 3 млрд. рублей, при этом отмечается стойкая тенденция увеличения межтерриториальных расчетов.

млн. рублей

Год Размер субвенции Стоимость ТПОМС Средства для расчетов за медицинскую помощь,
оказанную за пределами Архангельской области
2016 16 973,6 16 871,1 411,7
2017 17 794,0 17 692,9 590,0
2018 21 399,1 21 295,6 663,0
2019 22 407,4 22 148,6 800,0
2020 23 857,9 23 730,8 830,0

Основные направления деятельности территориального фонда ОМС Архангельской области:

  1. Участие в разработке территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и определении тарифов на оплату медицинской помощи.
  2. Аккумулирование и управление средствами обязательного медицинского страхования, осуществление финансового обеспечения реализации территориальных программ обязательного медицинского страхования в субъектах Российской Федерации, формирование и использование резервов для обеспечения финансовой устойчивости обязательного медицинского страхования.
  3. Осуществление администрирования доходов бюджета Федерального фонда ОМС, поступающих от уплаты страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения, регистрирование и снятие с регистрационного учета страхователей для неработающих граждан.
  4. Утверждение для страховых медицинских организаций дифференцированных подушевых нормативов финансирования.
  5. Обеспечение защиты прав граждан в сфере ОМС, в том числе путем проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи, информирование граждан о порядке обеспечения и защиты их прав.
  6. Ведение территориального реестра экспертов качества медицинской помощи в соответствии с порядком организации и проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи.
  7. Контроль за использованием средств ОМС страховыми медицинскими организациями и медицинскими организациями, в том числе проведение проверок и ревизий.
  8. Сбор и обработка данных персонифицированного учета сведений о застрахованных лицах и персонифицированного учета сведений о медицинской помощи, оказанной застрахованным лицам в соответствии с законодательством Российской Федерации.
  9. Ведение реестра страховых медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере обязательного медицинского страхования на территории Архангельской области.
  10. Ведение реестра медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере обязательного медицинского страхования на территории Архангельской области.
  11. Ведение регионального сегмента единого регистра застрахованных лиц.
  12. Обеспечение в пределах своей компетенции защиты сведений, составляющих информацию ограниченного доступа.
  13. Осуществление финансирования приоритетного национального проекта в сфере здравоохранения: 
    • дополнительное финансовое обеспечение работников участковой службы; 
    • диспансеризация работающих граждан; 
    • диспансеризация детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
  14. Организация подготовки и дополнительного профессионального образования кадров для осуществления деятельности в сфере ОМС.